21 февраля 2018 года в нашей школе прошел открытый семинар-практикум на тему "Формирование УУД средствами разных учебных предметов" в рамках панорамы успешного опыта.

 

Тема:  «Формирование УУД средствами разных учебных предметов»

Ведущий (АГ): Тема  семинара-практикума  «Формирование УУД средствами разных учебных предметов» В январе в нашей школе прошли открытые уроки, на которых учителя начальных, средних, старших классов продемонстрировали свои умения формировать у обучающихся УУД средствами разных учебных предметов. Сегодняшний семинар-практикум – своеобразный итог проделанной методической работы.

Ведущий: ФГОС и УУД (законы, документы и т.д.) – Пнева О.А.

Обозначим некоторые термины и обратимся к документу- к тексту ФОС, для того чтобы определить что требует от У документ, что У может сделать чтобы  реализовать от задуманного в  этом документе.

Сл2 Важнейшим компонентом ФОС - ориентация на результаты образования. Сл.3 Они структурированы по трем разделам (предметные, метапредметные, личностные). Если ученик достигает определенных образовательных результатов в сфере изучения предмета, и в процессе этого он овладевает определенными УУД, тем самым выходит на конкретный  метапредметный результат с т.з образовательной деятельности, правомерно считать, что это является его личным достижением.

Сл4 Из текста документа можно прочитать «Под предметными результатами ОД понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - ЗУН, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».  Следовательно, предметные результаты рассматриваются в сфере содержания образования.

Сл5 «Под метапредметными результатами ОД понимаются освоенные обучающимися на базе одного нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Следовательно, метапредметные результаты рассматриваются в сфере деятельности. Все эти МР формируются на каждом уроке, поэтому являются универсальными.

Предлагаем  тест, который поможет вам вспомнить классификацию УУД. Работа ведется в группах, можно обсуждать, отмечайте на листах ответ.

Ведущий: Классификация УУД – Попова А.Г. (тест)

Ведущий (ОА): Все проведенные открытые уроки отличаются тем, что  на них формировались различные УУД. Но на каждом уроке просматривалось наиболее ярко формирование определенного УУД. Об этом расскажут сами учителя.  Одним из важных условий современного урока в свете требований ФГОС является умение учителя  преподнести новую информацию не в готовом виде, а построить работу с учащимися таким образом, чтобы они сами находили нужный способ решения, самостоятельно делали выводы, формулировали правила. Это позволяет им лучше усвоить и запомнить материал урока. О навыках работы с информацией на уроках математики расскажет учитель математики  Сазонова Э.Н.

Выступление Сазоновой Э.Н.

Ведущий (АГ): Важным УУД является смысловое чтение. Ведь именно от умения воспринимать, понимать и интерпретировать текст, выделять в нем главное зависит успех обучения ребенка  и не только в школе. А начинать развивать эти навыки нужно уже в начальной школе. Слово учителю 2 класса Сотовой О.В.

Выступление Сотовой О.В.

Ведущий (ОА): Со смысловым чтением тесно связано развитие такого метапредметного УУД, как речевая компетенция у школьников. О формах и методах этой работы расскажет Турушева Т.М.

Выступление Турушевой Т.М.

Ведущий (АГ): Развитие речевых компетенций у школьников происходит средствами разных учебных предметов, это УУД. Нами были разработаны единые требования к устному ответу и единые критерии оценивания его. Предлагаем на своих уроках придерживаться их (раздать).

Ведущий (ОА): Вы просмотрели фрагмент диспута, который прошел в средних и старших классах, но умение доказывать свою точку зрения, рассуждать на заданную тему должно  формироваться  гораздо раньше. Уже в 1 классе учитель учит элементам рассуждения. Послушаем, как это делает на своих уроках учитель 1 класса Прудникова В.П.

Выступление Прудниковой В.П.

 

Ведущий (ОА): Одной из групп УУД являются коммуникативные УУД.

Выступление Поповой А.Г.

 

Ведущий (АГ): Не менее важными познавательными УУД являются такие умения как сравнение, составление описаний, характеристик, классификаций. Слово нашим учителям.

Выступления Ворфоломеевой И.Ю. Пневой О.А.

Ворфоломеева И,Ю. (Сл6-18)

Пнева О.А.

Поговорим в большей степени об УД, которые связаны с познавательной направленностью. Сл18 МР освоения ООП ООО должны отражать в том числе: … «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы». Сл19. Это связано с формированием абстрактного мышления учащихся.Сл20 Вспомним основные формы абстрактного мышления, которые присущи любому учебному предмету: понятия, суждения, умозаключения. Сл21 Понятие – это мысль фиксирующая признаки предметов и явлений. Суждение состоит из понятий, может быть истинным или ложным. Языковая форма сужения есть повествовательное предложение. Насколько учитель отслеживает ответ (устный, письменный) ученика в форме законченного предложения, тем самым отслеживаем насколько умеет, насколько свободно, четко и хорошо ученик формулирует те самые суждения. Сл22 Умозаключение – форма мышления, посредством которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Мы учителя в рамках своего предмета четко  формулируем и вычленяем в структуре содержания:  где мы работаем над формированием понятийного знания, где и какие суждения для этого могут сформулировать учащиеся,  где на примере простых элементарных задач мы учим их построению новых умозаключений. И  это значительный шаг в формировании УУдействий познавательной направленности, которые помогают учащимся в освоении любого учебного предмета.

Сл23Понятийные знания выражаются в его признаках, которые могут быть разделены  на существенные и варьирующие. Первое универсальное учебное задание, которое следует выполнять учащимся – это задание на умение выделять эти признаки, отличать признаки и усваивать понятия, понимая различие и набор этих признаков. Сл24 Пример задания 1. «Определите, какое понятие лишнее. Объясните свой выбор. Здесь целый веер ответов  с разной мотивировкой.

Другие примеры посмотрим на Сл25-Сл30

Сл31 В содержании любого предмета есть две учебные работы: описание и характеристики объектов. Сл32 Описание – признаки предметов в широком понимании. Характеристика – описание существенных признаков, а полнота характеристики определяется их количеством.

Сл33 Обучение описанию объекта должно быть на основе применения имеющихся знаний, на основе представления, на основе зрительного образа, на основе текста. Сл34 Описание может идти по плану: предложенного плана, коллективного плана, собственного плана. Наиболее интересна с т.з. формирования УУдействий третий вариант.

Если ученики составляют описание по этому плану, то ученик в этом случае не обойдется словосочетанием, он вынужден пытаться говорить, чтобы быть понятым. Все идет в связке с речевым развитием. А также идет в связке с регулятивными умениями, т.е. ученик ведет себя контролируя, и  так, чтобы быть понятым другими. Задавать учащимся правильные задания, выстроенные соответствующим дидактическим образом, мы тем самым комплексно работаем над формированием УУдействий.

 

Выступление Ворфоломеевой И.Ю.

 

 

Выступление  Ивановой Е.С.

 

Ведущий (АГ): Практическая работа. На листках вам предложены два текста. Задание: Сравнить два текста. Каждая группа должна рассказать о результатах своей работы.

Вопрос: Какие ууд продемонстрировали?

 

Ведущий (ОА): Все открытые уроки завершались таким регулятивным УУД, как рефлексия. О различных видах рефлексии расскажет Голенкова ЛФ

Выступление Голенкова ЛФ

 

Свой семинар-практикум предлагаем завершить рефлексией

Тематический педсовет "Исследовательская деятельность учителя"

Содержание...

Этапы исследовательской деятельности....

Тематический педсовет "Оценочная деятельность учителя"

Презентация...

Тематический педсовет "Создание фонда оценочных средств"

Презентация...